Сохранение здоровья школьников – особая проблема, которая давно вышла из разряда только собственно медицинских, и сегодня все увереннее обретает педагогическое и социальное значение. Необходимость первоочередного решения данной проблемы очевидна не только для каждого педагога, но и для большинства граждан государства. В Законе «Об образовании» сказано «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.».
Главная особенность современной школы сегодня – это курс на сохранение, укрепление, восстановление здоровья школьников. Это предполагает целенаправленную работу всего коллектива по повышению здоровьесберегающего качества образовательного процесса. Принципиально важными для реализации здоровьесберегающего подхода в школе-интернате являются идеи системного, ресурсного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов (В.Г.Афанасьев, Л.В. Занков, В.П. Зинченко, Г.К. Селевко, Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Лизинский В.М. и др.). Это в целом позволило определить практическую значимость и ценность данного направления работы в повышении качества образования. Здоровье как цель, содержание и результат образовательного процесса рассматривается как фактор и условие эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся, а, следовательно, во многом определяет успешность школьников в освоении образовательных программ.
1.Создание здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, прежде всего, предполагает административный контроль за соблюдением требований СанПиНов, который включает мониторинг состояния содержания помещений школы, школьной мебели, оборудования.
В здании нашего учреждения образования грамотно подобранная цветовая гамма в кабинетах способствует нормализации эмоционального состояния. Высота парт достаточно легко регулируется в соответствии с ростом учащихся. Все кабинеты разделены на две основные зоны: учебную с рабочими местами и релаксационную – зону для игр, общения, отдыха. В классах соблюдается воздушно-тепловой режим, организован питьевой режим. Классные кабинеты оснащены современными техническими средствами обучения.
В школе разработана программа внутришкольного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которая ежегодно корректируется с учетом ситуационных изменений. Цель такой работы – анализ санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического состояния школы для последующего планирования работы по улучшению качества образовательной среды, как одного из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса. В рамках программы решаются следующие задачи:
- осуществление систематического текущего контроля (оперативный, тематический) за соблюдением санитарных правил и выполнением профилактических мероприятий;
- стимулирование профессиональной активности педагогов по решению задач здоровьесбережения через активизацию рефлексивной и оценочной деятельности, оказание моральной и материальной поддержки;
Также в рамках этого направления работы огромное внимание уделяется организации качественного питания учащихся. Основная работа связана с обеспечением охвата учащихся горячим питанием и контролем за его качеством, а также повышением здоровьесберегающей компетентности родителей в вопросах организации правильного питания школьников.
Не менее значимо при развитии здоровьесберегающей среды в школе учитывать состояние и перспективы обогащения материально-технической базы образовательного учреждения (в том числе обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарём для ГПД), а также обеспечение и поддержание состояния экологической комфортности среды школьных помещений и пришкольного участка, где дети проводят значительную часть дня.
2. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает:
- контроль за соблюдением гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки, домашних заданий;
- использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям школьника. В школе активно идет освоение и внедрение технологий адаптивного, личностно-ориентированного, проблемного, развивающего обучения, в течение нескольких лет реализуется индивидуальный, дифференцированный подход в обучении (индивидуальное дозирование учебной нагрузки, индивидуальные программы и планы обучения);
- контроль за соблюдением требований к использованию ТСО;
- контроль за соблюдением единых учебных требований (например, единого орфографического режима), которые обеспечивают преемственность между начальным и средним звеном школы, психологическую комфортность, что также способствует здоровьесбережению учащихся.
3. Организация физкультурно-оздоровительной и досуговой работы в школе. Учителями и воспитателями школы-интерната ежегодно проводится мониторинг занятости учащихся в физкультурно-оздоровительных секциях школы, а также оценка удовлетворённости образовательных и здоровьеформирующих потребностей учащихся и их родителей. На уроках физкультуры, в группах продлённого дня организована полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья.
Физическая активность учащихся в школе организована при взаимодополняющем сочетании двух направлений:
-
- уроков физкультуры и работы спортивных секций, спортивных часов во внеурочное время – так называемые «большие» формы занятий;
- «малых» форм, вводимых в структуру учебного дня (активные перемены, прогулки и т.п.) для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
Утренняя гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5-10 минут, которая, к сожалению, не всегда делается учащимися дома. Гимнастика до уроков имеет своё назначение – подготовить ребёнка к удержанию правильной осанки во время длительной работы за партой, нормализировать и углубить дыхание, сосредоточить внимание, повысить общий тонус. В нашей школе работает бассейн, в котором учащиеся начальной школы имеют возможность проводить два занятия в неделю. Комплексы упражнений вводной гимнастики меняются два раза в месяц.
На малых и динамической переменах проводятся подвижные игры.
Каждый учитель проводит физкультминутки на уроках, учитывая специфику своего предмета. Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность. Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. Обычно в течение урока проводится 1-2 физкультминутки. В состав упражнений физкультминуток обязательно включаются упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и дыхательные упражнения.
Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статистическую или статикодинамическую нагрузку.
4. Развитие здоровьесберегающей компетентности участников образовательного процесса, формирование ценностного отношения к здоровью, воспитание здорового образа жизни, осознанного здоровьесберегающего поведения.
В систему работы школы включены комплексы оздоровительных мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Среди которых можно выделить:
Классные часы и клубные часы, школа здоровья:
- «Если хочешь быть здоров»
- «В здоровом теле – здоровый дух»
- «Как сохранить зрение»
- «Полезные привычки»
- «Режим дня школьника»
- «Профилактика простудных заболеваний»
- «Витамины – наши друзья»
- «Личная гигиена» и др.;
- лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, по профилактике вредных привычек, индивидуальным программам повышения здоровья и т.п.;
- массовые мероприятия для учащихся, родителей, представителей общественности:
- Дни здоровья,
- конкурсы «Мама, папа и я – спортивная семья», «Сильные, смелые, ловкие»,
- праздники «В гостях у Мойдодыра», «Уроки доктора Айболита» и т.д..
5. Работа по развитию здоровьесберегающей компетентности педагогов и родителей включает:
-
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики здоровья;
- родительский лекторий «Основы здоровья ребёнка и здоровье в семье»;
- привлечение педагогов и родителей к совместному планированию и проведению работы по воспитанию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек;
- контроль за соблюдением рекомендаций по объёму двигательной активности учащихся (организацией динамических перемен, физкультминуток на уроках, динамической паузы и активной прогулки в начальной школе и т.д.);
- развитие условий и активизацию работы спортивно-оздоровительного подразделения школы;
6. Мониторинг здоровья и эффективности здоровьесберегающей работы включает:
- мониторинг состояния здоровья учащихся (по данным медицинских осмотров), регулярное обсуждение этих результатов на педсоветах, совещаниях, доступность сведений для каждого педагога, ведение документации по оценке здоровья учащихся;
- организацию медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся со школьными проблемами;
- привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья учащихся, своевременная информация о предстоящих прививках, оформление информационных стендов, рекомендации, советы, выступления на родительских собраниях – вот некоторые формы работы с родителями и учащимися, проводимые школьным медицинским персоналом.